Михаил Дмитрук
Казани — 1000 лет
Мы почти ничего не знаем о многовековом сотрудничестве русских и татар. Настало время освободить историческое сознание наших народов от упрёков и обид, порождённых неведением.
Раскопали... два века
Он считает себя очень счастливым человеком. Действительно, редко на долю учёного выпадает такая удача: его открытия, сделанные во время археологических раскопок, позволили установить возраст Казани — в 2005 году ей исполняется 1000 лет.
В Республике Татарстан все знают заведующего кафедрой археологии и этнологии Казанского государственного университета доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента АН РТ Азгара Мухамадиева. Это удивительно добрый, скромный, честный человек, великий труженик науки, который получил признание не благодаря каким-то связям или родству, а за служение истине.
После десятого класса его призвали на службу в Военно-морской флот. Предлагали учиться на радиста: мол, эта специальность и на гражданке пригодится. Но он, начитавшись "Морских рассказов" Джека Лондона, пожелал стать... кочегаром и с радостью проработал им пять лет службы. За это время Азгар побывал чуть ли не на всех морях земного шара. А вернувшись на Родину, поступил в Казанский университет на исторический факультет. Но параллельно, по индивидуальной программе, учился и на филологическом. В результате окончил университет в 1963 году сразу по двум специальностям.
Студент Мухамадиев ежегодно участвовал в археологических раскопках под руководством известного востоковеда профессора МГУ Германа Алексеевича Фёдорова-Давыдова. Несколько сезонов работал в степях Татарстана, а когда стал аспирантом, впервые попал на раскопки Казанского кремля. И тут начались удивительные открытия, которые в конечном итоге привели к пересмотру истории этого славного города.
В семидесятых годах недалеко от знаменитой башни Сююмбеки Азгар Мухамадиев раскопал на большой глубине крепостную стену с воротами. Она была кирпичной, опиралась на камни, которые стояли на дубовых сваях, и оказалась намного старше кремлёвских стен, сохранившихся до наших дней.
В 1995 году профессор Мухамадиев, который тогда уже руководил кафедрой археологии КГУ, рассуждал примерно так: если около башни раскопали стену, то логично предположить, что она проходит и с противоположной стороны кремля, то есть недалеко от православного собора Благовещения. Его ученики восприняли эту гипотезу без особого энтузиазма. Но через неделю археологи всё-таки докопались до крепостной стены — это их вдохновило, они стали работать с удвоенной силой. И им пришлось углубиться ещё на пять метров, прежде чем показалось основание стены — кладка из "рваного" камня.
Стена оказалась очень древней: у её подножья совсем не было "культурного" слоя, она стояла на материковой платформе, на которой, собственно, и началось строительство Казани. Эту стену внутри современного кремля, которая окружала древний город, наверное, застали войска Ивана Грозного в 1552 году и местами разрушили её. С тех пор она утратила своё назначение и была погребена под культурными слоями последующих веков.
Кстати, в 1976–1977 годах на раскопках Казанского кремля, кроме экспедиции КГУ, работали многие археологи из Института истории АН РТ под руководством советника президента республики Рафаэля Хакимова. Это был интернациональный коллектив — Фаяз Хузин, Татьяна Хлебникова, Айрат Ситдиков, Пётр Старостин, Наиль Набиев и другие. Первоначально они придерживались мнения, что городу Казани скоро исполнится 800 лет, и готовили к изданию солидный сборник, посвящённый этому событию.
Однако эту версию раскритиковали на учёном совете Института археологии АН СССР. Находки её авторов показались сомнительными серьёзным учёным. К тому же идея о пышном праздновании юбилея Казани в год 60-летия СССР не вдохновила руководство Союза. Короче говоря, 800-летие отменили. Каков же возраст Казани?
В ходе дальнейших раскопок учёные КГУ и Института истории АН РТ обнаружили много интересных объектов и материалов, которые имели более солидный возраст. Например, нашли хазарскую или раннебулгарскую керамику, монеты арабской или чешской чеканки начала XI века.
— В 1995-м мне предложили сделать доклад на методическом семинаре исторического факультета, — рассказывает Азгар Мухамадиев. — Я даже помню число — 18 октября: в этот день я впервые выдвинул идею о том, что Казань на два века старше, чем считали раньше.
Однако в ходе раскопок было установлено, что на месте современной Казани люди жили... ещё в каменном веке — так называемые ананьинцы. А в первом тысячелетии до новой эры, когда был бронзовый век, здесь уже располагалось древнее городище: высокий холм, который с одной стороны защищала река, а с другой — искусственный ров, наполненный водой. Раскапывая это место, археологи до сих пор находят великолепные изделия из бронзы и керамики.
— Но если люди жили здесь ещё до новой эры, то почему вы решили, что Казани тысяча лет, а не две или три? — спросил я профессора Мухамадиева.
— По мнению учёных, — ответил он, — история города начинается с бурного развития ремёсел и торговли, о котором свидетельствуют чеканка местных монет, массовое производство металлических и керамических изделий. Такой качественный переход произошёл в Казани именно тысячу лет назад.
Эту версию очень трудно опровергнуть. Ведь Азгар Мухамадиев опирается не только на результаты своих раскопок, но и на исследования крупнейших историков — Германа Федорова-Давыдова, Дмитрия Авдусина, Валентина Янина, Светланы Плетнёвой и других.
Кстати, протокол семинара, на котором была выдвинута эта гипотеза, направили президенту Татарской академии наук Мансуру Хасанову и мэру Казани Камилю Исхакову. Они очень заинтересовались этой версией и решили лично проверить её состоятельность. Мэр стал ходить на раскопки каждую неделю. Он собственными руками перебирал монеты, черепки и прочий материал, убеждаясь в достоверности гипотезы. Здесь побывали многие другие учёные и руководители республики. В конце концов все согласились: в 2005 году городу Казани и вправду исполнится 1000 лет.
Татары говорят: умный семь раз подумает, чтобы не ошибиться, а мудрый — не ошибается. Время показало, что такой мудростью обладает президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, который сплотил вокруг себя талантливую команду. Мэр Казани Камиль Исхаков и советник президента Рафаэль Хакимов развернули бурную деятельность вокруг 1000-летия города. Организовывали многочисленные международные конференции и симпозиумы, посвящённые этому юбилею, устроили посещения раскопок маститыми иностранными и московскими учёными.
Выступая на торжественном собрании, посвящённом 1000-летию Казани, 10 сентября 1999 года мэр города Камиль Исхаков перечислил всех археологов поимённо. А президент республики Минтимер Шаймиев в своём докладе подчеркнул:
— Выводы татарстанских учёных были оценены Отделом истории РАН как важное научное открытие. Это признание нового взгляда на историю татарского народа, роли средневековой Казани в межцивилизационных связях.
На протяжении веков это прекрасное место было своеобразным центром притяжения народов, культур и цивилизаций. На Средней Волге, в том числе на месте современной Казани, с древних времён существовали союзы племен — булгары, марийцы, удмурты, мордвины и так далее. Они жили мирно и дружно, обмениваясь своими достижениями, вместе защищаясь во время опасности. И в этом была их сила.
В дружбе — сила
Очень много воды утекло за тысячу лет после возникновения города Казани. В этом очерке можно упомянуть лишь некоторые события — наиболее поучительные.
Например, широко известно, что разведочное войско Чингисхана под предводительством Субедея в 1223 году разгромило на Калке русские и половецкие дружины. Но мало кто знает, что в этом сражении монголы понесли большие потери и, возвращаясь назад, были добиты тюркскими войсками. Об этом рассказал, например, очевидец тех событий персидский автор Ибн аль-Асир.
Сам Субедей трусливо бежал с поля битвы со своими уцелевшими нукерами. Этот "великий полководец" вернулся с позором в ставку Чингисхана, которая находилась в казахстанских степях.
— В результате был подорван моральный дух войска, которое до тех пор не знало поражений, — рассказывает профессор Мухамадиев. — Чингисхан не решился продолжить свой поход под названием "Наказание Западного края". Зверь вернулся в Монголию зализывать раны. И только через 13 лет монголы решились на новый поход под предводительством внука Чингисхана Батыя и девяти царевичей.
Как видим, в то грозное время у славянских и тюркских народов был общий враг, и они побеждали его совместными усилиями.
Дед Батыя придерживался тактики выжженной земли — его войска всё уничтожали на своём пути. А внук поступал хитрее: встречая город, предлагал жителям платить ему дань и только в случае отказа завоёвывал его и уничтожал население.
Такая тактика оказалась более эффективной. Русь, например, смирилась перед завоевателями и сотни лет терпела монгольское иго.
А платила ли дань Казань? Профессор Мухамадиев уклончиво отвечает, что достоверно это неизвестно. Зато считается доказанным, что именно в тринадцатом веке город стал возвышаться. Ведь он занимал выгодное место — на берегу Казанки, недалеко от Волги. Здесь были благоприятные условия для развития торговли. А Батый покровительствовал ей. И благодаря этому начала усиливаться Казань.
Но понятно, что её возвышение было бы невозможно, если бы город не сдался монголам и не стал платить дань, ведь в противном случае его постигла бы участь "злого города" Козельска, который был уничтожен до последнего жителя, сожжён дотла и распахан.
Раньше в Казани чеканились монеты от имени ордынских ханов, а в 1422 году появилась монета суверенного казанского хана Гаяз эт-Дина. Он правил с 1422 по 1445 год. При нём Казань вела себя мирно, налаживая собственную жизнь и не угрожая соседним народам. Поэтому в истории сохранилось очень мало сведений о её первом — "тишайшем" — хане.
Но, сравнивая его с другими правителями ханства, которые устраивали набеги на Русь, мы должны помянуть его добром. Если бы все ханы были такими, то во взаимоотношениях Казани и Москвы не появилось бы многих проблем, которые пришлось решать весьма болезненными методами.
Одновременно с Казанью стала усиливаться и Москва, которой тогда правил великий князь Дмитрий Донской. С тех пор судьбы этих городов стали удивительным образом переплетаться друг с другом. Эта мистическая связь особенно ярко проявилась в последние десятилетия XIV века, когда Золотой Ордой правил хан Тохтамыш.
— Интересный это был мужик, — говорит профессор Мухамадиев. — Часто проигрывал в сражениях и первым бежал с поля боя, но при этом всегда оставался жив.
Подобными хану были и его нукеры. Они любили собирать дань с завоёванных народов, но если надо было защищать их от других завоевателей, забывали о своих обязанностях и спасали собственные шкуры. Золотоордынцы были крайне развращены паразитическим образом жизни и могли побеждать только слабых. Но когда с юга пришёл великий покоритель Азии Тамерлан, Орда не смогла оказать ему серьёзного сопротивления.
В 1391 году была битва на Волге, где Тамерлан наголову разгромил Тохтамыша. Новый завоеватель применял тактику выжженной земли, как это делал когда-то Чингисхан. Войска Тамерлана поголовно истребили население всех городов Поволжья. Обезлюдели огромные территории от Крыма и Кавказа до Урала.
— Нашествие Тамерлана было похлеще монгольских набегов, — рассказывает профессор Мухамадиев. — Его воины не щадили никого. Они стёрли с лица земли древние городища, на месте которых с тех пор простираются степи.
— Но войско Тамерлана состояло в основном из выходцев из Средней Азии, которые тоже были мусульманами. Как же они могли уничтожать своих единоверцев? — спросил я профессора.
— Они были религиозными фанатиками, — объяснил Азгар Гатауллович. — Рубили русских и татар с одинаковой ненавистью — как богоотступников, "забывших Аллаха".
По глубокому убеждению профессора, религиозный фанатизм — это самое страшное, что может быть на свете. Например, арабский путешественник ибн-Батута, побывавший в городах Поволжья за полвека до Тамерлана, при хане Узбеке, с великим изумлением увидел, что местные мусульмане... пьют виноградное вино подобно христианам.
Строгий ислам категорически запрещал винопитие: мол, если примешь внутрь хоть каплю спиртного — не попадешь в Рай. А мусульмане суннитского толка не считали это грехом. Ибн-Батута нашёл у них много "уклонений от истины" и подробно описал их в своих сочинениях. Быть может, именно они возбудили "праведный" гнев ревнителя веры Тамерлана, который с сознанием своей правоты уничтожил население чуть ли не половины Евразии, которое, по его мнению, забыло Бога.
Но чудесным образом избежала разгрома Казань: археологи до сих пор не находят в ней свидетельств опустошения, которому подверглись другие города Поволжья. Как в то время удалось уцелеть этому свободному городу, где проживали сунниты и прочие "богоотступники", до сих пор остаётся загадкой.
Казанское ханство быстро возвышалось и с восшествием на трон ордынского выходца Улу Мухаммеда становилось всё более агрессивным. От него стала исходить главная опасность для Руси. Москва только начала оживать после двухсотлетнего ига, а Казань уже грозила ей новым, не менее страшным закабалением. И великому князю Московскому пришлось нанести упреждающий удар.
Что нас объединяет?
— А про взятие Казани Иваном Грозным вы ничего не хотите мне рассказать? — спросил я профессора Мухамадиева.
— Да, — ответил Азгар Гатауллович, — было взятие города в 1552 году. Только Ивану Грозному приписывают невозможные вещи. Мол, он со своим стотысячным войском покорил Казань. А на самом деле на его стороне ещё была... 35-тысячная татарская кавалерия.
— Откуда она взялась?
— Бывший хан Казани Шах-Али помогал русскому царю. Иван Грозный обещал вернуть ему трон. Поэтому эмир старался сделать так, чтобы войска в городе ничего не разрушали и не ломали. Это потом была придумана сказка о том, что Иван Грозный разрушил Казань и построил её заново "за три месяца". Ну сами подумайте: разве можно в наших краях в течение трёх зимних месяцев столичный город построить? Да, нападающие проломили стену, чтобы войти в крепость. Но что они — дурные были, что ли, чтобы весь город разрушать?.. Как бы то ни было, Шах-Али своё обещание выполнил — помог захватить город. А царь Иван, понятное дело, передумал. И назначил управлять Казанью не бывшего хана, а своего князя...
Конечно, царь нарушил обещание ради укрепления своего государства: не для того он покорил Казань, чтобы попросту заменить одного хана на другого. Ханство должно было стать княжеством, чтобы оно никогда больше не угрожало Руси. Что ж, победителей не судят.
— Сколько мы читали о татаро-монгольском иге, которое существовало на Руси триста лет, — говорит Азгар Гатауллович. — А вы знаете, что такого термина раньше вообще не было? Слово "татаро-монголы" придумал профессор Петербургского университета Наумов в 1828 году. До него все историки, в том числе Карамзин и Татищев, рассказывали или о татарах, или о монголах. Это были два совершенно разных народа.
Да, благодаря своей жестокости монголы смогли овладеть мировыми богатствами, но у них не было ни одного города, они не имели письменности, не умели чеканить монеты, заниматься ремёслами и земледелием. Этих варваров нельзя смешивать с жителями Среднего Поволжья — булгарами или хазарами, которые были осёдлыми народами и имели очень древнюю культуру. Одно из свидетельств тому — тысячелетие Казани.
О древности этой культуры свидетельствуют многочисленные заимствования из татарского языка. Из него в русский перекочевали новые понятия, которых не было на Руси и в других странах Европы. Например, слово "деньги" произошло от татарского "деньга". Ведь денежное обращение появилось в Среднем Поволжье раньше, чем в остальной Европе. Татарская "деньга" расходилась по европейским странам и служила в них валютой.
Есть и более древние заимствования. Например, "чугун". Дело в том, что предки татар — гунны — раньше других народов стали производить чугун — ещё во II веке до новой эры. Вместе с производством этого металла в европейские языки перекочевывало гуннское (а потом — татарское) слово "чугун".
Вы, наверное, удивитесь, что многие "неологизмы" советского периода — это тоже заимствования из татарского. Так, наша "артель" произошла от татарского "орта эль", что означает "общее имущество". А знаменитое "товарищ" — это, оказывается, не что иное, как "товар иш", то есть компаньон, с которым мы имеем общий товар.
По мнению профессора Мухамадиева, трагедия в том, что в последние десятилетия никто серьёзно не изучал историю татарского народа.
Вообще же при желании татары могут предъявить русским не меньше претензий, чем русские татарам. Но не будет ничего хорошего, если мы станем развивать обвинительные версии, которые в своё время придумали политики, преследуя корыстные цели.
Не для того наши предки сложили свои головы, чтобы мы пустили прахом их великое дело. Не искать в истории вину друг перед другом должны сегодня русские и татары, но вспоминать то доброе, что мы вместе сделали, что нас объединяет. К счастью, таких эпизодов в нашей общей истории было очень много. В противном случае не породнились бы, не побратались бы за сотни лет наши народы.
Михаил Дмитрук
Статью "Казани — 1000 лет" прокомментировали известные учёные нашей страны.
Самоотверженные люди
Заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова академик РАН Валентин Янин:
— Мне понравилась публикация Михаила Дмитрука. Я разделяю позицию автора: пора прекратить взаимные обвинения нашим народам, которые за сотни лет уже действительно породнились друг с другом. Хватит русским тыкать в глаза татар мифическим игом. На самом деле русских угнетали монголы, которые не менее жестоко обращались и с татарами. От захватчиков они страдали даже больше нас, потому что завоеватели шли на Русь через их землю. И татарам негоже припоминать нам захват Казани: ведь в нём участвовали их соплеменники.
Чтобы возродить Россию и спасти её от нашествия новых завоевателей, населяющие её народы должны почаще вспоминать то доброе, что их объединяло, и простить друг другу былые обиды. В противном случае внешние враги опять воспользуются нашей междоусобицей, которую они старательно разжигают.
Что касается возраста Казани, то специально я не изучал этот вопрос. Но вполне доверяю Азгару Мухамадиеву и его коллегам. Я много знаю об их деятельности из рассказов и публикаций моего друга, к сожалению, уже покойного Германа Алексеевича Фёдорова-Давыдова. О своём ученике и его единомышленниках он говорил, что это очень самоотверженные и честные люди, которые бескорыстно служат науке. И если у них появился богатый материал, свидетельствующий о тысячелетии Казани, то он наверняка не был фальсифицирован.
Часть истории России
Доктор исторических наук, профессор, член Государственного совета Республики Татарстан, член президиума Академии наук РТ Индус Тагиров:
— С интересом прочитал публикацию Михаила Дмитрука о раскопках, проводившихся археологами, самоотверженно и достоверно установивших возраст Казани.
Фактически весь исторический материал не вызывает сомнения и изложен верно. Но Азгар Мухамадиев, как скромный человек, не всё о себе рассказывает. Например, у него в научном багаже не только установление тысячелетия Казани, но и открытие мирового значения — письменности гуннов.
В частности, на одном из блюд он прочитал имя сына Аттилы Диггизих. Он прочитал и распределил по правителям до сих пор не прочитанные и не определённые многочисленные античные хорезмийские монеты и так далее.
В статье затрагиваются ключевые проблемы этнической истории населения Поволжья в эпоху Средневековья. Любопытны не только высказывания учёного, но и взгляды автора статьи, стремившегося связать древнюю историю с современностью, "срезая" углы и извлекая из прошлого то положительное, что явилось поучительным и важным. Это не только дружественные межэтнические отношения населения Поволжья и Приуралья, но и дружественные взаимоотношения с другими странами, в частности с Русью. Многие проблемы истории, археологии и нумизматики Поволжья Средневековья, затронутые в публикации, — это ведь тоже часть истории России.
2 апреля 2005 года